Неисполненное последнее желание Эльдара Рязанова: жена не дала похоронить режиссера рядом с Ниной Скуйбиной

Эльдар Рязанов
Эльдар Рязанов. Фото: Globallookpress.com/© Yurii Zheludev
Вдова режиссера нарушила его последнюю волю и некрасиво обошлась с прежним мужем - композитором Аедоницким

Имя Эльдар в переводе с персидского - «владеющий миром». Родители самого народного кинорежиссера CCCР - Александр Семенович и Софья Михайловна Рязановы - назвали так первенца в память о своей службе в торгпредстве СССР в Тегеране*. Элик появился на свет в Самаре, где жили его бабушка и тети по материнской линии. Накануне родов Софья перебралась поближе к родне. Но надолго в Поволжье не задержалась и уехала с сыном в Москву.

Эльдар Рязанов:

Вернуться в родной город (к тому моменту Самару переименовали в Куйбышев) Эльдару Рязанову пришлось в 1941-м, куда семья с ним, 14-летним, эвакуировалась из Москвы. Родители Элика давно развелись, и у него появился отчим - еврей, как и его мать, носившая в девичестве фамилию Шустерман.

- Это был потрясающий человек, - вспоминал режиссер. - У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне. Он был рядовой инженер, совершенно обычный человек, но с огромной внутренней интеллигентностью. Прожил 86 лет.

А родной отец Эльдара, герой Гражданской войны, с 1938 года схлопотал восьмилетний срок по 58-й статье (за троцкизм). Бежал, его поймали, и срок увеличили. В итоге отсидел 17 лет. Во время войны Эльдар написал отцу в лагерь. В ответ получил лишь описание северной природы и больше обращаться к нему не стал. Александр Семенович из тех мест вернулся сломленным человеком. Дочку от второго брака разыскать не смог. И с Эльдаром, ставшим уже довольно известным режиссером, контакта не получилось.

Единственный сохранившийся снимок сына и отца, которого мама будущего создателя «Иронии судьбы…» прогнала из-за пьянства. Элику тогда было 3 года
Единственный сохранившийся снимок сына и отца, которого мама будущего создателя «Иронии судьбы…» прогнала из-за пьянства. Элику тогда было 3 года. Фото из личного архива

Роман с Гурченко

С трех лет любимое занятие будущего комедиографа - чтение. А в школе его любимой книгой стал «Мартин Иден» Джека Лондона. Как известно, герой романа, простой моряк, фанатичным трудом становится успешным писателем. И Элик решил повторить биографию литературного кумира. На год раньше сдал выпускные, получил аттестат и по почте отправил заявление о приеме в Одесскую мореходку. Но ответа не дождался. И неожиданно для самого себя в 16 лет стал студентом факультета режиссуры во ВГИКе. Планировал перекантоваться там лишь пару лет и все же перебраться в Одессу. Но его педагог - прославленный режиссер Григорий Козинцев - однажды вдруг решил отчислить юного студента.

- Элик, увы, но вы еще слишком молоды, - с сожалением констатировал мастер.
- Когда вы меня принимали, я был еще моложе, - парировал Рязанов. - Могли бы это заметить еще тогда.
- Черт с вами, оставайтесь, - махнул рукой Козинцев.

1947 г. Рязанов на практике в Ленинграде с мастером Козинцевым. Снимали фильм «Пирогов»
1947 г. Рязанов на практике в Ленинграде с мастером Козинцевым. Снимали фильм «Пирогов». Фото из личного архива

И наш герой, несмотря на возникшие поначалу сложности с учебой, решил любой ценой доучиться до конца. И сдюжил! Несмотря на то, что ему не раз крепко доставалось от мэтра. Когда на третьем курсе Эльдар снял короткометражку по юморескам Карела Чапека «Покушение на убийство», Козинцев разгромил дебютную работу в пух и прах:

- Любой художник должен воспитывать в себе чувство стыда.

После таких слов Рязанов дал себе слово никогда больше не снимать комедий. И по окончании ВГИКа в 1950 году устроился режиссером на Центральную студию документальных фильмов. Вместе с ним туда пришла его однокурсница Зоя Фомина, на которой он тогда же и женился. А спустя пару месяцев, уезжая в Ереван в первую большую экспедицию, молодожены с радостью узнали, что скоро их станет трое.

Появившуюся на свет девочку назвали Олей. Малышка росла в любви и благополучии. Эльдар Александрович же, забыв о своей клятве, все же стал снимать художественное кино, причем именно комедии. Первые же две ленты - «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса» - принесли ему всесоюзную славу. Семье выделили отдельную квартиру, и супруга сияла от счастья. Правда, ходили слухи, что в это время Рязанов охладел к ней, закрутив ни к чему не обязывающую интрижку с Людмилой Гурченко.

- Да, после «Карнавальной ночи» у них случился роман, о чем мне по секрету рассказывала сама Люся, - делилась с «Комсомолкой» ветеран телевидения Светлана Анапольская. - Они сохранили дружбу до последних дней Гурченко. Помню, записывали программу на телевидении. Снимал Рязанов. Эльдар все прощал Люсе, которую называл величайшей актрисой.

- В молодости папа был интересным мужчиной, нравился женщинам, - рассказывала «Экспресс газете» дочка режиссера Ольга Эльдаровна. - Предполагаю, что позволял себе с ними, как бы это сказать… кокетничать. Но при мне этого старался не делать - видно, оберегал от отрицательных эмоций. У меня было счастливое детство.

Картины отца я очень люблю, они рождались параллельно с моей жизнью. Впрочем, у папы хватало времени не только на работу, но и на меня. Учил кататься на лыжах и коньках, летом вывозил нас с мамой на курорты. Мы любили отдыхать на Рижском взморье и в Пицунде.

Первую гитару Рязанов привез из многомесячной командировки на Сахалин, где и выучил три аккорда
Первую гитару Рязанов привез из многомесячной командировки на Сахалин, где и выучил три аккорда. Фото Натальи Нечаевой/«Комсомольская правда»

Смертельная болезнь

- Приехали однажды в Адлер, - продолжает Ольга. - Оттуда до Абхазии нужно было перелетать на вертолете. Приземлились, схватили чемоданы, вышли на шоссе и долго там стояли, как три беспризорника, - никто до санатория везти не хотел. Вдруг рядом резко останавливается машина, оттуда выбегает доброжелательный грузин и сажает нас к себе. По дороге выяснилось, что нашего спасителя зовут Зураб Церетели. Он, равно как и папа, тогда не был так известен, работал скульптором в Пицунде. Подружились. Церетели еще в первый вечер прислал нам корзину с фруктами и вином.

По словам дочери, во время работы над «Гусарской балладой» Рязанов снял дом неподалеку от площадки. Оля с удовольствием проводила там летние каникулы. Общалась с замечательными актерами, которые каждый вечер собирались у них. Глядя, как много взрослые выпивают, 12-летняя девочка однажды набралась смелости и попросила отца дать ей попробовать приятный на цвет напиток. Эльдар Александрович улыбнулся и наполнил фужер со словами:

- Уж лучше пусть тут выпьет, в хорошей компании, чем неизвестно с кем в подворотне...

С Олиной мамой Рязанов прожил почти четверть века. А в середине 70-х, накануне серебряной свадьбы, решил поставить точку в этих отношениях. В последние годы супруги понимали, что дело идет к разводу - они все чаще ругались и отдалились друг от друга. Дело в том, что около 10 лет втайне от жены режиссер крутил роман с редактором «Мосфильма» Ниной Скуйбиной (в девичестве - Зеличенко), женщиной трудной судьбы.

Две Нины Скуйбиных - бабушка и внучка
Две Нины Скуйбиных - бабушка и внучка. Фото из личного архива

Когда она впервые рассказала Эльдару о своей трагедии, тот просто не мог поверить в этот кошмар. За несколько лет до судьбоносной встречи с Рязановым она похоронила мужа - режиссера Владимира Скуйбина. Он прожил всего 34 года. Когда Скуйбин снимал дебютный фильм «На графских развалинах», у него обнаружили редкую неизлечимую болезнь, из-за которой неминуемо развивалась атрофия всех мышц.

- Весь ужас заключается в том, что сознание до последнего останется ясным.

Нина из последних сил ухаживала за парализованным мужем. Изо дня в день он боролся со своим организмом, предательски отказывающимся слушаться, продолжал работать, снимать фильмы. Даже когда на площадке не мог двинуть рукой или повернуть голову без помощи жены. В память о мужественном человеке сценаристы фильма «Девять дней одного года» создали историю о смертельно больном физике, которого сыграл Алексей Баталов.

Режиссер с внуком Димой
Режиссер с внуком Димой. Фото из личного архива

Небеса обетованные

После смерти Владимира его вдова Нина гнала от себя мысли, что в ее жизни может появиться новая любовь. Полностью отдавала себя воспитанию сына Николая. Но внезапно вспыхнувший роман с женатым Эльдаром Рязановым перевернул ее женскую судьбу.

Они поженились только в 1979-м. И Нина Григорьевна, уже на правах супруги, стала музой и поддержкой для талантливого режиссера. Она никогда не работала на фильмах Рязанова, но ее присутствие на площадке было само собой разумеющимся. Артисты не хотели приезжать на те смены, когда Скуйбина по каким-то причинам отсутствовала. Только она могла обуздать гнев Эльдара Александровича. Только у нее ловко получалось привести его в чувство, когда работа не клеилась. Только в ее присутствии он моментально выстраивал мизансцены.

Сводные брат и сестра - Дмитрий и Нина - стали друзьями
Сводные брат и сестра - Дмитрий и Нина - стали друзьями. Фото из личного архива

- Стали распускать слухи, что после развода родителей я с отцом не общалась, - делилась Ольга Эльдаровна. - Разумеется, к последующим после мамы женам отца я не питала симпатий, да и они ко мне тоже (было бы странно, если бы дела обстояли иначе), но это не мешало каждую неделю перезваниваться или приходить к папе. Позже он и сам стал к нам заглядывать, особенно после того, как я родила сына. Папа с удовольствием возился с Митей, снимал его на видеокамеру. Отец, кстати, и с сыновьями своих жен всегда прекрасно ладил.

Коля Скуйбин тоже стал кинорежиссером и даже помогал звездному отчиму снимать «Небеса обетованные».

- Отношения с Эльдаром Александровичем у меня хорошие, - говорил Николай. - Да и причин плохо к нему относиться никогда не возникало. Тем более что он очень любил мою маму, и она его любила. Слава богу, что в их жизни было несколько таких счастливых лет. Конечно, чувствовал, что не родной сын Рязанова - я же был довольно взрослым мужиком, когда мама вышла за него, и он меня не воспитывал. В фильме «Небеса обетованные» он меня попросил помочь. Во время той киноэкспедиции он килограммов пять скинул. Эльдар Александрович, кстати, никогда не был сладкоежкой, как некоторые думают. Всегда старался держать себя в форме.

За годы жизни с Ниной Рязанов снял свои лучшие картины: «Служебный роман», «Гараж» и конечно, «Иронию судьбы...», к созданию которой его и подтолкнула любимая жена. Их пара жила душа в душу. Они купили дачу на Пахре и дом на Валдае. Строили планы на будущее. И вдруг в октябре 1993-го медики обнаружили у Скуйбиной рак желудка. Эльдар понимал - Нина обречена, но хватался за любую соломинку, чтобы ее спасти: доставал дефицитные препараты, возил на лечение в Германию. Правда, он договорился с сыном Скуйбиной не озвучивать ей страшное заключение врачей. И она до последнего думала, что у нее обострилась язва.

Увы, чуда не произошло…

На даче в Ватутинках у Эммы и Эльдара всегда было весело. На фото вместе с супругами Олег Митяев, Лариса Голубкина, Ирина Розанова и Петр Тодоровский (2004 г.)
На даче в Ватутинках у Эммы и Эльдара всегда было весело. На фото вместе с супругами Олег Митяев, Лариса Голубкина, Ирина Розанова и Петр Тодоровский (2004 г.). Фото из личного архива

Охотница за счастьем

Вдовствовал режиссер недолго. Уже через полгода после похорон начал встречаться со своей будущей последней супругой Эммой Абайдуллиной.

- Слава богу, что он женился в третий раз, - считает Николай Скуйбин. - Эльдару Александровичу, который тогда уже вступил в пенсионный возраст, жизненно необходим был преданный человек рядом. Эмма Валериановна дарила ему свои заботу, любовь, уход. В одиночестве ему было бы очень тяжело. Эмму я знал еще до замужества с Эльдаром. Она работала в Бюро пропаганды киноискусства в Свердловске, где родилась, и только потом перебралась в Москву.

О том, что происходило в жизни Абайдуллиной до знакомства с Рязановым, она тщательно скрывала от прессы. И только «Экспресс газете» удалось выяснить, что за плечами журналистки и редактора Свердловского киноцентра маячили два неудачных брака.

Эмма с Валерием Бердюгиным в день подачи заявления в загс
Эмма с Валерием Бердюгиным в день подачи заявления в загс. Фото из личного архива

Ее первым мужем стал художник-конструктор (сейчас эта профессия называется дизайнер) Валерий Бердюгин. От него Эмма родила двоих сыновей - Олега и Игоря.

- Братья Бердюгины, как и их мама, переселились в Москву, - рассказывает Николай Скуйбин. - Оба занимались арт-проектами, у каждого был собственный успешный бизнес.

Осенью 2017-го 53-летний Олег Бердюгин скоропостижно скончался после сердечного приступа… Его маме покорение столицы далось непросто. В Москве Эмма Валериановна расписалась в загсе с композитором Павлом Аедоницким. Абайдуллину не смущало, что она моложе его на 19 лет. Причем, как и в случае с Рязановым, Эмма вышла замуж за Аедоницкого, едва у того скончалась предыдущая жена.

Павел Кузьмич сочинял вальсы и сюиты
Павел Кузьмич сочинял вальсы и сюиты. Фото из личного архива

- Мама работала редактором на радио и умерла от тяжелой болезни. Они с отцом прожили 30 лет. После ее смерти в жизни папы тут же появилась Абайдуллина, - рассказывал нам сын знаменитого композитора Алексей Аедоницкий. - Насколько я понимаю, Эмма в тот момент не могла выйти замуж за Рязанова, с которым уже была знакома - супруга режиссера тогда еще была жива, и Эльдар не собирался с ней разводиться. Даже в сторону других женщин не смотрел! И не теряя времени Эмма решила сделать партию с моим отцом. Тот едва овдовел и чувствовал себя глубоко несчастным. Впрочем, и с Абайдуллиной желаемого счастья отец не обрел. Они прожили меньше года. Отец не ожидал, что его благоверная потом себя так некорректно поведет. Она устроила очень некрасивую дележку московской квартиры. В результате после развода Эмма Валериановна получила однушку на проспекте Мира, которую потом благополучно продала. Папа же последние 10 лет жизни был женат на очень хорошей женщине Татьяне Федоровне, преподавательнице музучилища. Она за ним ухаживала, когда тот серьезно заболел.

О своей мачехе Эмме единственная дочка Рязанова Ольга тоже с трудом подобрала добрые слова:

- С Абайдуллиной я, мягко говоря, не являюсь близкой подругой. Ну, здороваемся при встрече - и все. Хотя если бы Эммы не было, то отцу пришлось бы туго. У нас, кстати, дачи с отцом были по соседству. Папа мне оставил свою, а себе с Эммой купил дом рядом.

Разбитый могильный камень

Рязанова не стало пять лет назад - 30 ноября 2015-го. Ему было 88 лет.

- Перед уходом ему было уже тяжело подолгу сидеть за столом, - делилась с «Комсомолкой» тележурналист и продюсер Ирена Лесневская - близкий друг и единомышленник Эльдара Александровича. - Но он не унывал. За две недели до его смерти я была у них в гостях и сфотографировалась на память. И вдруг он сказал: «Моя последняя фотография...» На что я возразила: «Вы должны бороться, радоваться каждому дню!» А он как бы в шутку ответил: «Ты что! Полуслепой, полуглухой, почти не хожу - чему же тут радоваться?» Это состояние ему было в тягость... То инфаркт, то инсульт, операции на ногах, на глазах. Он ездил лечиться в Германию, в Израиль. Даже его 88-й день рождения не отмечали. 18 ноября он принимал поздравления по телефону. Ему было трудно дышать, говорить. Через два дня положили в больницу... Врачи сказали, что произошел отек легкого. Конечно, он мужественно сопротивлялся своим болячкам. Но его организм просто устал.

«Тело не успело остыть, а последняя жена Эмма Абайдуллина тут же позвонила Михалкову с просьбой об отдельном захоронении для мужа. И тот добился другой могилы на Новодевичьем. Эльдар Александрович не будет похоронен там, где хотел - рядом со второй женой Ниной Скуйбиной, с которой прожил 30 лет», - написал тогда в своем блоге Стас Садальский.

Эльдар Александрович просил быть похороненным здесь - рядом с любимой Ниночкой
Эльдар Александрович просил быть похороненным здесь - рядом с любимой Ниночкой. Фото Ольги Емельяновой

После смерти Скуйбиной Рязанов организовал ей место на Новодевичьем. Установил на могиле разбитый на две части камень. Под вторым хотел лежать сам. Но его похоронили на другом участке.

- У меня нет слов, - возмущался Садальский. - Последнее желание - это ведь как последняя надежда беспомощного, это вера в родного человека, который любит тебя и сделает ради этого все. Эмма никогда не была родной, и уж тем более любящей…

«И сам Марсель Марсо ей что-то говорил...»

Черно-белое семейное фото дочь Эльдара Александровича называет своим первым селфи и поясняет:

- Это я, 16-летняя, в старинном зеркале с родителями в номере гостиницы «Европейская» в Ленинграде. В северную столицу мы ехали на машине  и по дороге вспоминали или придумывали стишки с названиями населенных пунктов, которые проезжали. «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать Спас-Заулок? Подъезжая под Ижоры, я взглянул на небеса. И колокольчик, дар Валдая». И прочее.

Фото из личного архива

В гостинице «Европейская», где мы поселились, жил Марсель Марсо, который тогда гастролировал в Советском Союзе. Кто-то нас с ним познакомил в ресторане во время завтрака. Он поцеловал мне руку и произнес «мадемуазель». Это было нечто, кайф и эйфория. Родители тут же начали напевать: «И сам Марсель Марсо ей что-то говорил». Он пригласил нас на свой спектакль, и в тот же вечер мы пошли на его представление.


Двойное сальто на авто

«Волга» ГАЗ-21 с номерами с числом 13, которое так любил Рязанов, доставила ему немало хлопот. Однажды поехал на ней с женой Зоей на прием в Кремль. Дома в то время шел ремонт, и в гараже хранились краски и грунтовки. Проехали они около километра, машина начала пыхтеть, тыркаться и заглохла прямо перед милицейским стаканом. Страж порядка вылез из своей будки, потрогал разные детали, потом достал масляный щуп, понюхал и говорит: «А зачем вы олифу вместо масла залили?» Пришлось автомобиль отдавать в ремонт перебирать двигатель, после чего он снова вернулся в строй.

Через какое-то время ехала Зоя на этой машине с дачи в Москву вместе с соседкой Марией Илларионовной - женой поэта Твардовского. Александр Трифонович лежал тогда в Кремлевской больнице, а Рязанов - в институте травматологии, где ему удалили мениск. На Ленинском проспекте в женщин на полном ходу врезается троллейбус, мчавшийся на красный свет с улицы Миклухо-Маклая. Машина делает двойное сальто, два раза переворачиваясь через крышу, но Зоя и Твардовская чудом остаются невредимы - у каждой только небольшие ссадины. А у авто лишь крыша помялась. После такого стресса дамы тем не менее не поменяли планов - поехали навещать в больницы мужей.

Фото из личного архива

Спустя время подошла очередь на ГАЗ-24, и горе-авто подарили 20-летней дочке Оле.

- В первый раз сев за руль, я тут же передним крылом шарахнулась о створ ворот гаража, выезжая из него, - поделилась наследница мэтра. - Но потом несколько лет ездила без происшествий - может, так повлияло то, что номер другой повесили, избавившись от несчастливого числа 13... Когда настала пора «Волгу» эту продавать, то я даже получила большой навар. Новая в магазине стоила 5600 рублей, а я ее, старую и битую, толкнула за 7200. Купила ее супружеская пара из Иваново.

*На самом деле отец Рязанова был разведчиком под прикрытием, но персы его раскололи, и из Тегерана семье пришлось уносить ноги.






Чудом обошлось без жертв: нелепая случайность на съемках «Служебного романа» едва не поставила крест на фильме
Почему Фрейндлих сильно обиделась на Рязанова за «Служебный роман»